Четверг
02.05.2024
17:13
Поиск по сайту



Василий Ладожский: мой сайт

Сетевой этикет

Материал из Википедии - Свободной энциклопедии

Полную версию статьи с гиперссылками и со списком источников читайте в Википедии.

Сетевой этикет - это правила поведения в Сети, традиции и культура интернет-сообщества, которых придерживается большинство пользователей. Данное понятие появилось в середине 80-х годов ХХ века в эхоконференциях сети FIDO.

Правила этикета не являются всеобщими и жестко регламентированными - в разных сообществах они могут сильно различаться. Некоторые правила записаны и даже оформляются в виде формального устава, а иногда и просто в виде списка, другие правила нигде не записаны, но известны большинству членов сообщества и строго соблюдаются.

Чаще всего под явным нарушением этикета понимают оскорбления и переход на личности, злонамеренный отход от темы (оффтопик), рекламу и саморекламу в не предназначенных для этого местах. Нарушением этикета могут оказаться клевета и иная злонамеренная дезинформация (обман) или плагиат.

Формально положения этикета можно разделить на три категории:

    - психологические, эмоциональные - обращаться на «ты» или на «вы», использовать ли смайлики и в каком количестве, указывать ли код города в телефонах, поддерживать новичков или игнорировать их вопросы, или посылать их сразу в FAQ (вопросы и ответы) и т.д.;

    - технические, оформительские - использование строк определенной длины, использование транслита (транслитерации), ограничения на размер сообщения или подписи, допустимость расширенного форматирования (выделение полужирным шрифтом, курсивом, подчеркиванием, цветом, фоном и т.п.), допустимость написания сообщений с заглавными буквами и т.д.;

    -административные - правила именования тем, правила цитирования, допустимость рекламы, допустимость флейма и т.д.

Люди, привыкшие к правилам одного сетевого сообщества, могут невольно нарушить правила другого. Поэтому практически во всех интернет-сообществах требуют ознакомиться с правилами и выразить свое формальное согласие на их соблюдение.

Хороший тон

Перечисленные ниже правила не обязательны для всех сообществ. В некоторых случаях их выполнение невозможно или даже нежелательно, но такие случаи обычно редки.

Изучение правил сообщества

Перед тем, как становиться активным участником сетевого сообщества, желательно в течение определенного времени посещать его, оставляя минимум собственных комментариев, чтобы привыкнуть к правилам сообщества, а также узнать о некоторых его традициях. Исключение составляют ресурсы, не предполагающие длительного участия в их жизни либо построенные по схеме «вопрос-ответ».

Прежде чем задать вопрос, не поленитесь воспользоваться поиском - быть может, этот вопрос уже задавали и на него дан ответ. На уместное поднятие старой темы реакция обычно благосклонная, в то время как возобновление темы с начала обычно не приветствуется.

Старайтесь делать свои записи удобочитаемыми. Например, не стоит писать на транслите или заменять буквы похожими символами. Если запись трудно прочитать, ее, скорее всего, или проигнорируют, или отнесутся к ней отрицательно. Несоблюдение языковых норм также не редко приводит к предвзятому отношению. Не следует набирать целые слова прописными, или ЗАГЛАВНЫМИ буквами, а также ставить большое количество знаков препинания и смайликов подряд. Не следует использовать сленг и вставлять в текст иностранные слова, что создает неудобства для читателей, может ввести их в заблуждение и вызвать непонимание того, о чем идет речь в сообщении.

Сокрытие части сообщения

Чаще всего функция обрезки сообщения применяется в блогах, где записи, которые могут иметь достаточно большую длину, выстраиваются в один ряд на главной странице, и там должно отображаться лишь краткое содержание темы, которую можно увидеть полностью, если перейти по ссылке. Желательно также скрывать большие файлы, к примеру, изображений, которые могут загружаться довольно долго.

Моветон

Так же, как и правила хорошего тона, перечисленные ниже ситуации считаются неприемлемыми не во всех сообществах. Но если нет явного разрешения на подобное поведение, от моветона лучше воздержаться.

Привлечение к себе внимания

Во многих сообществах не поощряется написание сообщений, имеющих единственную цель: привлечение внимания к своей персоне. Распространенная ошибка новичков - написание сразу после регистрации «приветствия», не имеющего никакой смысловой нагрузки по обсуждаемой теме. Большое количество подобных сообщений способствуют развитию флейма.

Флейм - это неожиданно возникшее бурное обсуждение, в продолжение которого участники обычно забывают о первоначальной теме, переходят на личности и не могут остановиться. Это тот самый вид спора, в котором истина не рождается. Никакого конструктивного результата флейм не дает.

Флуд - это сообщения в интернет-форумах и чатах, не несущие никакой полезной информации. Флуд распространяется как от нечего делать, так и с целью троллинга, например, из желания кому-то досадить.

Спам - сообщения, присылаемые кому-либо от неизвестных людей или организаций, которым адресат не давал на это разрешения.

Оффтопик - сетевое сообщение, выходящее за рамки заранее установленной темы общения. Оффтопик рассматривается как нарушение сетевого этикета, поскольку размывает заранее объявленное ограничение темы общения, что затрудняет поиск информации пользователями форума, превращает его в информационную свалку. Наиболее неодобряемой формой оффтопика являются рекламные сообщения.

Хотлинг (хотлинкинг) - включение в веб-страницу файлов-изображений или других ресурсов с чужого сервера. Этот прием используется недобросовестными веб-мастерами, которые заставляют браузер посетителя загружать картинки с чужого сервера. Тем самым расходуются чужие ресурсы и трафик.

Оверквотинг - избыток цитат в тексте на форуме, в e-mail, новостной группе или эхоконференции.

Оверквотингом также считается бессмысленное цитирование сообщения, расположенного непосредственно перед ответом, или же многократное вложенное цитирование.

_________

Напоминаем, что это неполная версия статьи о сетевом этикете из Википедии. Полную версию с дополнительными возможностями Вы можете найти здесь.