Пятница
17.05.2024
12:16
>>JavaScript отключён!<<

Поиск Окно Альфа Центавра
 Оглавление     Указатель   
X

Векторы личностного развития

Мы будем рассматривать личность как совокупность душевных качеств – тех, которые являются врожденными и, как следствие, глубоко индивидуальными. Эти качества не могут быть приобретены или утрачены в процессе психической деятельности, они лишь могут быть подвержены прогрессу либо регрессу. В психологии феномен человеческой личности называют внутренним «Я» человека. В религии этому соответствует понятие «душа». Последнее представляется нам наиболее емким и удобным в использовании.

Личностное развитие человека, т.е. развитие человеческой души можно дифференцировать по двум основным направлениям, или векторам. Первый вектор связан с психической деятельностью в физическом (плотном) теле. В этом плане душа опирается на ощущения плоти и посредством разума оперирует исключительно реалиями физического мира, границы которого вполне известны: не чувствую – не существует. Второй вектор соответствует духовному поиску, когда душа стремится определить свое место в бытийном плане. Как только человек приходит к выводу, что материальный мир не может удовлетворить некоторые его внутренниe (личностные) потребности, он пытается выйти за рамки привычной жизни и ищет соответствия своим душевным порывам в духовном мире.

Всякое явление жизни многопланово и имеет, по меньшей мере, две стороны. В нашем случае это касается духовной и физической составляющих психической деятельности человека. Каждая личность, в силу обстоятельств, сложившихся за пределами человеческой жизни (до рождения), начинает развиваться преимущественно в одном направлении. Затем, в течение жизни человек благодаря приобретаемому опыту может менять свою оценку действительности, выбирая тот или иной путь развития. Однако стержнем свободы выбора является степень значимости для души тела или духа, материальных или духовных ценностей.

Одной из главных отличительных особенностей человека как вида является наличие сознания, то есть способности к анализу и синтезу. Возникает вопрос: для какой цели нужна такая роскошь? Человеческое сознание обрабатывает информацию, поступающую как извне, так и изнутри самого человека, и таким образом дает нам возможность сформировать свое мировоззрение. В результате, сознательный человек получает свободу выбора. И чем больше он познает мир во всей его полноте и многообразии, чем глубже он проникает в самое себя, тем свободнее он становится, и тем вернее оказывается его выбор. И все же человек, по своей природе, не может освободиться окончательно. Дело в том, что сознание постоянно обуревают чувства. А это уже проявление бессознательных, точнее подсознательных инстинктов. Ведь тело человека – это тело животного. И не удивительно, что мы ведем себя подобно братьям нашим меньшим. Да, так назвал их поэт. Но многие искренне считают, будто люди действительно родственны с ними. Сложность человеческого существования состоит в положении, занимаемом человеком в структуре мироздания. Мы живем на границе двух миров: земного (животного, материального, плотного) и духовного (неземного, энергетического, тонкого),– и граница эта прошла через нашу сущность. Если мы подвластны чувствам, наше внутреннее «я», или эго (не путать с эгоизмом!) стремится удовлетворить их. Тогда мы не в состоянии трезво, адекватно оценивать реальность. Тогда мы утрачиваем возможность свободного выбора. Поэтому все негативные поступки совершаются в, скажем так, безумии, то есть в состоянии дремлющего сознания, когда нами руководят эмоции и инстинкты.

Но человеческая личность не может развиваться односторонне. Рано или поздно, в большей или меньшей степени человек ступает на путь духовного развития. Что же дальше? Сомневающийся, ищущий, мыслящий, наконец, разумный человек способен и самостоятельно разобраться в причинно-следственных связях, то есть в вопросах детерминации, и выяснить, что ему может принести то или иное решение. Однако мы часто отдаем последние силы на рутинном поприще добывания средств для жизни, и нам уже трудно сосредоточиться на сложных философских вопросах. Наше подсознание в целях экономии сил автоматически отметает все, что не связано с насущными материальными проблемами. И все же давайте найдем подходящее время и удобную позу и вместе подумаем: что ждет человека, сделавшего выбор в пользу духовного развития? Конечно, его ожидают плоды этого выбора.

Каковы плоды материального мира, знают, наверняка, многие. Встречаются люди, которые настолько изучили сей мир, что их трудно еще чем-то удивить или испугать. Но в конце концов никакой земной плод не устоит перед временем и разрушением (видимо, сам мир наш таков). А если мы выбираем духовный мир, то каковы плоды духа? Позвольте здесь не мудрствовать лукаво, но просто процитировать святого Апостола Павла и привести его слова из послания к галатам (гл. 5, стихи 22;23): «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». Самое время вспомнить русские народные сказки, особенно «Мужик и медведь». Помните, там медвежья доля получалась из того, что медведь сам выбрал? И подход к выбору у персонажей характерный: медведь выбирал по первому впечатлению, по эмоциям, а мужик – сознательно, с толком, применяя жизненный опыт своих предков.

Вот она и мудрость: направо пойдешь – клад найдешь, налево пойдешь – голову потеряешь, а прямо пойдешь – ничего не найдешь, ничего не потеряешь, зато истину познаешь.

Выбор за вами. В добрый путь. И Бог в помощь.

Открытая дверь в лесное окно Открытая дверь в лесное окно